История российского государства насчитывает более тысячи лет. За это время менялись не только государственные границы, политические и социальные механизмы, но сами понятия нации, этноса, государства и т.д. Тем не менее, без рассмотрения истории строительства русского государства и его отношения к народам его населяющим, невозможно ни адекватное понимание современных проблем, ни движение в будущее.
Современная Российская Федерация представляет собой государство 80 % населения которого составляют русские. Большую часть из оставшихся 20% составляют народы, исторически вошедшие в состав России и не имеющие иной государственности кроме российской. Это позволяет говорить о многонациональном характере России, хотя корректнее было бы называть Россию страной русского и других народов.
В первые годы российской государственности проблема национальных отношений приобрела острые формы. Руководители автономных республик в составе РФ ставили вопрос о своем суверенитете и договорных отношениях с федеральным центром. Власти многих национальных республик внесли в местные законодательные акты положения о гражданстве республик и приоритете республиканских законов над федеральными.
Первым шагом к изменению ситуации стало принятие новой Конституции РФ в 1993 году. Именно на положениях Основного Закона базируется национальная политика современной России. Выделим наиболее важные аспекты:
Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Это означает, что ни один субъект Федерации не вправе оспорить решения принятые федеральными органами, так только они и выражают совокупную волю всего народа России.
Статья 5. п. 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Это положение лишает национально-государственные образования в составе РФ каких-либо преимуществ перед остальными субъектами Федерации. В частности ни один субъект РФ не вправе поставить вопрос о собственном суверенитете. Унаследовав от СССР элементы национально-государственного принципа территориального устройства, Российская Федерация обезвредила одну из главных мин замедленного действия, погубившего СССР – часть не может противостоять целому. Юридическая основа для этого отсутствует.
Статья 26
1.Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2.Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Эта статья Конституции вводит в юридический оборот современное понятие национальной принадлежности как самоидентификации человека. Этот принцип является важнейшим для обеспечения свободного развития этнических процессов в России, и преодолевает советский
архаичный принцип определения национальности «по крови». Теперь человек сам вправе выбирать свою национальную принадлежность.
Статья 68
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Эта статья позволяет использовать наряду с русским языком национальные языки народов России, но не допускает замены ими русского языка.
Как уже отмечалось выше Российская Федерация унаследовала систему национально-государственного устройства от Советского Союза. В ее состав входят национальные республики, автономная область и автономные округа.
В начале 2000-х годов Федеральная власть провела колоссальную по объему работу по приведению законодательтсва этих субъектов Федерации в соответствие с законодательством РФ. В настоящее время верховенство российских законов надежно обеспечено на всей территории страны.
Проблемой является то, что в значительной части национальных субъектов федерации титульная национальность не составляет большинства населения. Так в Карелии этот показатель составляет 7%, в Хакасии 12%, в Еврейской автономной области – 1%.
Неудивительно, периодически поднимается вопрос о пересмотре статуса национально-государственных образований в составе РФ.В начале XXI века часть национальных субъектов была слита с более крупными, лишившись своего особого статуса. Наглядным примером эффективности современной национальной политики РФ является решение национального вопроса в Республике Крым.
Лекции прочитаны: на базе МКОУ Закрутовская ООШ -лекторы: учитель истории Гапутина Людмила Анатольевна и заведующий сельской библиотекой Михеенкова Елена Викторовна (для учащихся).
на базе МКОУ Бутчинская СОШ- лекторы: учитель истории Астахова Маргарита Михайловна и заведующий сельской библиотекой Архипова Инна Владимировна(для учащихся).
на базе МКОУ Кузьминическая ООШ -лекторы: учитель Михеенкова Валентина Николаевна и заведующий сельской библиотекой Кубарева Валентина Васильевна(для учащихся).
на базе МКОУ Жерелевская СОШ- лекторы: учитель истории Воронова Наталья Васильевна и заведующий сельской библиотекой Петрова Наталья Викторовна(для учащихся).
Лекции сопровождались презентацией, которая использована в качестве иллюстрации национальных отношений. Лекция подготовлена, директором Центра информационных и социологических программ Фонда исторической перспективы Александром Музафаровым, предоставлена филиалом Общероссийской общественно-государственной просветительской организации "Российское общество "Знание" в Калужской области.